Проект «Возрождение интереса к бурятскому языку «Буряад хэлэн»
Краткое описание
Проект «Возрождение интереса к бурятскому языку «Буряад хэлэн” разработан Региональной общественной организацией «Ассоциация учителей бурятского языка и литературы Забайкальского края». Наша организация имеет опыт работы как со взрослыми, так и с детьми. Проект посвящен популяризации бурятского языка посредством создания курса для школьников, не знающих бурятский язык. Общественная значимость проекта заключается в том, что проблема вымирающего языка является одной из самых животрепещущих проблем всего бурятского народа. В 2005 году ЮНЕСКО официально занесла бурятский язык в Красную книгу исчезающих языков мира, и к сожалению, он все еще обозначен как «severely endangered», то есть определённо находящийся под угрозой. Язык – важнейшая составная часть культуры народа и отражает не только реальный мир, окружающего человека, но и «общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, систему ценностей, мироощущение, видение мира». Исчезнет язык, исчезнет и культура. Этим проектом мы хотим заинтересовать подрастающее поколение.
Основной целевой группой проекта будут школьники с 1 по 11 класс. Уникальностью проекта является то, что знакомство с бурятским языком школьников происходит онлайн через познавательную учебную программу по авторской методике с новым подходом. В ходе проекта будут проведены мероприятия на бурятском языке: челленджи, викторины, конкурсы и интерактивные уроки бурятского языка. Работы участников проекта будут представлены в социальных сетях, на канале Ютуб и на сайте организации. В результате проекта не менее 100 школьников повысят уровень знаний о бурятском языке и культуре.
Цель
создание условий для сохранения и популяризации бурятского языка как живого языка бытового общения
Задачи
Обеспечить изучение бурятского языка
Обеспечить знакомство с бурятской культурой
Обеспечить информационную поддержку проекта
Обоснование социальной значимости
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии родной речи у детей бурят.
Для изучения реального состояния развития бурятского языка в Агинском Бурятском округе Агинским институтом усовершенствования учителей в 2021 г. проведено анкетирование родителей детей школьного возраста, всего приняло участие 2416 человек. Краткий портрет респондентов показывает, что в опросе приняло участие в основном женщины (93,6%), отрадно, что все-таки 155 отцов ответили на вопросы. Половина респондентов имеют высшее образование (51,4%), 24,7% начальное и среднее профессиональное образование.
Радует, что большинство родителей, принявших участие в анкетировании считают, что язык является признаком национальной принадлежности (89,2%), о невозможности развития национальной культуры бурят без изучения языка (79,6%), выделяют огромную роль семьи в овладении родным языком (83,2%).
В то же время на вопрос «Читаете ли вы с детьми газету «Толон», детские книги на бурятском языке?» «Нет» отвечают 63,8% родителей (1542 человек), «Редко» 31,2% или 754 человека. Теоретически роль семьи в изучении родного языка понимается родителями (2007 человек) отметили огромную роль семьи, при этом 2292 родителя практически дома не читают на бурятском, мало занимаются над развитием родного языка.
Вызывает серьезную озабоченность отношение родителей к обучению детей бурятскому языку: отрицательно, с осуждением -82 человека (3,4%); безразлично, нейтрально – 524 человека, (21,6%); затрудняюсь ответить – 486 родителя, (20,1%), таким образом, количество родителей, не поддерживающих активно и пассивно изучение бурятского языка, в общей сложности составляет 1091 человек (45,1%).
Мы работаем над сохранением языка более 10 лет, и видим, что сейчас есть запрос на обучение бурятскому языку. Это решит проблему нехватки учителей для занятий. Применяем новые формы работы, способствующие для проявления интереса к освоению родного языка. Одной из таких форм является создание данного курса «Буряад хэлэн» с новым подходом интерактивных занятий для школьников с 1 по 11 класс.
Природа человека может разливаться только по руслу, самой природой же созданному. Этим руслом называем родной язык. Когда же ученик свободно овладеет родной речью, научится мыслить на родном языке, можно ждать положительных результатов от изучения им русского, а затем и других языков. Огромна роль родного языка в духовном становлении личности. Ни одна педагогическая доктрина не берется давать правильное образование и воспитание человеку без помощи родного языка, ключа, при посредстве которого учитель может добраться до внутреннего мира ребенка. Должны учитываться национально-психологические факторы, связанные с организацией учебы в школах на родном языке.